Тёмное наследие Карлоса Кастанеды.

Автор: Роберт Маршалл.

"Крёстный Отец" Нью Эйджа в течение последних лет своей жизни возглавлял группу преданных последователей. Его самые приближённые "ведьмы" так и остаются пропавшими без вести, и люди, которые входили в круг его последователей убеждены, что эти женщины покончили с собой.

-- Роберт Маршалл

Для любителей жанра о литературных мошенниках, последние несколько лет ( статья была написана в 2008 - прим. переводчика) были весьма интересными. Недавно, Ричард Гир снялся в роли Клиффорда Ирвинга в фильме "Мистификация"- фильм про писателя, который в 1970-х годах написал фальшивую биографию миллиардера-отшельника Говарда Хьюза. Много было уже написано о прозрачности границ между вымыслом и реальностью, об ответственности издательской индустрии уметь проводить различия между этими жанрами, и причинение ущерба читателям вследствие неспособности делать такие различия. И тем не менее, до сих пор почти ничего не было сказано о самом успешном литературном шарлатане 20-го столетия - Карлосе Кастанеде.

Если это имя ничего не значит для тех читателей, кому ещё нет тридцати - тогда им следует спросить про него своих родителей. Журнал "Time" признал его как "Отца Нью-Эйдж" - Кастанеда на самом деле воплощал в себе дух эры Вудстока. Его 12 книг, в которых описывались встречи с таинственным индейским шаманом - Доном Хуаном - сделали выпускника антропологического факультета всемирной известностью. В число почитателей входили Джон Леннон, Вильям Бюрроуз, Федерико Фелини и Джим Моррисон.

Под наставничеством Дона Хуана Кастанеда принимал пейот, разговаривал с койотами, превращался в ворона, и научился летать. Всё это происходило в так называемой "отдельной реальности." Кастанеда, умерший в 1998, был одним из самых продаваемых авторов -не-беллетристов - с 1971 по 1982. В течение своей жизни, ему удалось продать минимум 10 миллионов экземпляров своих книг.

Многие воспринимали его как непревзойдённого автора, и его ранние книги получили целую лавину положительных отзывов. Журнал "Time" назвал его книги "блестящими," и "обладающими повествовательной силой, которую не встретить в иных антропологических исследованиях." Его книги очень многими воспринимались как источник реальных фактов - и это, в свою очередь, способствовало их популярности. Ричард Дженнингс - адвокат, который тесно сотрудничал с Кастанедой в 1990-х - познакомился с первыми двумя его книгами в начале 1970-х - когда учился в Стэнфорде. Как он сам признался - "Он был искателем,"Он действительно искал путь в другие миры. Он не искал метафоры."

Статус книг - как серьёзной работы в области антропологии - вообще даже не оспаривался в течение первых пяти лет после их публикации. Скептицизм начал появляться в 1972, после того как Джойс Кэрол Оатс в своём письме в "New York Times" выразила немалое замешательство по поводу того, что книги Карлоса Кастанеды воспринимались критиками этой газеты как не-беллетристика. В следующем году, тот же журнал "Time" опубликовал статью, в которой говорилось про то, что Кастанеда много лгал о своём прошлом. В течение следующего десятилетия, несколько исследователей - в первую очередь - Ричард де Милль - работали не покладая рук, чтобы доказать, что работа Кастанеды является обманом.

Несмотря на такое обоснованное разоблачение, книги Кастанеды продолжали хорошо продаваться. "The University of California Press" - издательство, которое выпустило первую книгу Кастанеды ( " Учение дона Хуана: Путь знания индейцев Яки.") - в 1968 - до сих пор стабильно продаёт 7500 экземпляров в год. BookScan - компания, которая отслеживает продажи книг - доложила, что три самые популярные книги Кастанеды - " Отдельная Реальность", "Путешествие в Икстлан", и "Сказки о Силе" - были проданы общим количество 10 000 экземпляров. Ни одна из книг Кастанеды не переставала печататься - это очень впечатляющее достижение для любого автора.

В настоящий момент, "Simon and Schuster" - главное издательство, которое публикует его книги - до сих пор выпускает его книги в категории не-художественной литературы. Можно конечно поспорить, что это уже не имеет значения - так как всем известно, что Дон Хуан был вымышленным персонажем. Но как раз в том-то и дело, что как раз не все осознают это, и та степень доверия, которую некоторые читатели испытывают к его книгам - положила начало очень мрачной истории - которая не получила никакого освещения основной прессой.

Кастанеда исчез из поля зрения публики в 1973 - и в течение последних десяти лет своей жизни он начал организовывать вокруг себя группу тесно сплочённых последователей. В качестве "инструментов" он использовал свои книги и "Тенсегрити" - техники "магических пассов" - которые по его утверждению передавались толтекскими шаманами в течение 25-ти поколений. Была даже создана корпорация Cleargreen - специально для того, чтобы распространять тенсегрити - эти мастер-классы посетили тысячи людей. Писатель-романист и режиссёр Брюс Вагнер, который входил во "внутренний круг" последователей Кастанеды, помогал в создании серии видеоинструкций. Cleargreen продолжает функционировать и по сей день - распространяя учения Кастанеды и тенсегрити в Южной Калифорнии, Европе и Латинской Америке.

Самой "сердцевиной" кастанедовского движения была группа сильно преданых женщин - все из них были его любовницами. Они были известны как "ведьмы" - и две из них - Флоринда-Доннер Грау и Таиша Абелар - исчезли без следа на следующий день после смерти Кастанеды - вместе с президентом Cleargreen Амалией Маркес и инструктором Тенсегрити Кайли Линдахл. Несколькими неделями спустя, также исчезла без вести приёмная дочь Кастанеды Патриция Партин - вместе со своим парнем. В 2006, в Долине Смерти в калифорнии был найден скелет. Анализ ДНК подтвердил, что это - скелет Патриции Партин.

Некоторые бывшие последователи Кастанеды убеждены в том, что женщины покончили с собой. Они цитируют слова самих женщин, которые они произнесли перед своим исчезновением, и вспоминают, что кастанеда сам часто говорил о суициде во время приватных групповых встреч. Достижение трансцедентальных целей посредством "благородного" выбора ухода из жизни - давно было центральной темой его учений - как утверждают сами бывшие его ученики.

Кастанеда родился в Перу в 1925 и приехал в США в 1951. Он учился на скульптора в Школе Искусств в Лиме, и надеялся на карьеру скульптора с Соединённых Штатах. Ему приходилось работать на тех работах, которые "подворачивались под руку" - но вместе с этим он брал курсы по философии, литературе и писательскому мастерству. в Los Angeles Community College. Все, кто с ним общался в этот период. вспоминают его как блестящего рассказчика историй - с отличным чувством юмора и завораживающим, гипнотическим взглядом карих глаз. Он был малого роста ( некоторые говорят, что его рост был 5 футов и 2 дюйма, другие - 5 футов и 5 дюймов) - и весьма осторожно соглашался на то, чтобы его фотографировали. Вместе со своей тогдашней женой Маргарет Раньян ( публикации её мемуара "Магическое Путешествие в Карлосом Кастанедой" - он впоследствии всячески старался препятствовать) - он заинтересовался оккультизмом.

Из рассказов Раньян стало известно, что они вместе с другими студентами проводили долгие неформальные дискуссии, потягивая вино. Однажды, один из присутствующих обратил внимание на тот факт, что ни Будда ни Иисус - они ничего сами не писали - всё, что было ими сказано - было записано их учениками - которые могли исказить сказанное, или вообще добавить что угодно от себя. "Карлос кивал головой - явно внимательно слушая" - пишет Раньян в своих мемуарах. Вместе с кастанедой они провели успешные эксперименты в области экстрасенсорики. Раньян работала на телефонную компанию, и первая попытка Кастанеды написать книгу вылилась в так и незаконченную повесть "Оператор."

В 1959 Кастанеда поступил в UCLA (University of California, Los Angeles) - где он записался на курс этнографии, преподаваемый профессором Клементом Мейганом. Одним из проектов, которые были ему заданы - было взять интервью у местного индейца. За свой доклад - в котором он обсуждал с анонимным индейцем церемониальное использование дурмана - он получил высшую оценку. Но Кастанеда был без гроша в кармане - и скоро вынужден был оставить учёбу. Он работал продавцом в винном магазине и водителем такси. Он пропадал целыми днями - говоря Раньян, что он уходил в пустыню. Пара рассталась, но вскоре после этого Кастанеда усыновил С. Дж. - ребёнка Раньян от другого мужчины. И в течение нескольких лет он работал над манускриптом, который впоследствии стал известен как "Учения Дона Хуана."

"Учения" начинаются с того, что молодой человек по имени Карлос на автобусной остановке знакомится со старым индейцем Яки, который признался ему, что он "очень сведущ в растениях." Карлос пытается убедить несговорчивого Дона Хуана рассказать ему про пейот. В конце концов - тот смягчается, позволяя Карлосу проглотить несколько "шишек" этого кактуса. Карлос затем увидел полупрозрачную чёрную собаку, которая, как позже сказал ему Дон Хуан - была "Мескалито" - могущественным сверъхестественным существом. Его появление было знаком того, что Карлос является "избранным," и что его избрали "для получения учений."

"Учения" - это в основном диалог между Доном Хуаном - мастером, и Кастанедой - учеником - в сюжетной линии которого постоянно присутствует принятие тщательно приготовленных снадобий из трав и грибов. Карлос переживает странный опыт, который он продолжает воспринимать как "галлюцинации" - несмотря на предостережения Дона Хуана. Во время одного из таких опытов Карлос превращается в ворона и летает. Вследствие, возникает спор на тему: существует ли вообще такая вещь, как объективная реальность? Или реальность является лишь восприятием, и существуют также другие способы восприятия? В конце книги Карлос опять встречает Мескалито - которого он уже воспринимает как реальность, а не галлюцинацию.

В "Учениях" Кастанеда пытался следовать принятым а антропологии тенденциям, предоставив 50-ти страничный "структурный анализ." Как призналась Раньян - его целью было стать психоделическим учёным, похожим на Олдоса Хаксли. Он тем не менее сильно разочаровался в другом ярком представителе психоделической субкультуры - Тимоти Лири - который высмеял его, когда они встретились на одной из вечеринок - таким образом, посеяв пожизненную вражду. В 1967 году он показал свой манускрипт профессору Мейгану. Он был очень разочарован, когда Мейган ответил ему, что это лучше опубликовать как книгу для широкого круга читателей, нежели научную монографию. Но следуя инструкциям Мейгана - он явился со своим манускриптом в офис University of Clifornia Press - где он показал его Джиму Квебеку. Издатель был впечатлён, но у него были серьёзные сомнения по поводу аутентичности. Однако, будучи убеждён положительными отзывами из отделения антропологии UCLA - согласно Райан - Квебек был убеждён, и "Учения" были изданы весной 1968 года.

Как писала Раньян - в " the University of California Press" были отлично осведомлены, что среди студентов было множество обезумевших наркоманов - и тем не менее - эта книга попала на полки книжных магазинов. Результаты продаж превзошли все ожидания, и Джим Квебек вскоре представил Кастанеду Неду Брауну - литературному агенту, в список клиентов которого входила Джекки Коллинз. Браун в свою очередь представил Кастенду Майклу Корде - новому главному редактору издательства "Simon and Shuster."

В своих мемуарах, названных "Иная Жизнь," Корда вспоминает их первую встречу. Он должен был дожидаться Кастанеду на площадке для парковки возле отеля. "Изящное "Вольво" притормозило возле меня, и водитель помахал мне рукой" - пишет Корда. "он был крепкого телосложения, с широкой грудью, мускулистым, со смуглым цветом кожи, тёмными глазами, и короткими курчавыми волосами, и усмешкой, такой же весёлой, как у Братца Тука...Очень в редких случаях я начинал испытывать расположение к людям настолько быстро - дело даже было не смысле сказанных им слов - а скорее в самом эффекте присутствия - которое состояло частично из интеллигентного шарма, частично - из умения располагать к себе людей, и частично - из производимого впечатления невинности - не наивной невинности - а скорее той личностной черты, котрой обладают святые, гуру и пророки." Следующим утром, Корда подписал контракт на покупку авторских прав на "Учения." Под руководством нового издателя, Кастанеда издал три последующих книги - одна за другой. В "Отдельной Реальности" Кастанеда возвращается в Мексику - чтобы подарить Дону Хуану экземпляр своей новой книги. Дон Хуан отказывается принять подарок, сказав, что он разве что воспользуется книгой как туалетной бумагой. Начинается новый период ученичества, в котором Дон Хуан начинает учить Кастанеду "видеть."

Появляются новые персонажи, самый главный из которых - друг Дона Хуана и коллега-чародей Дон Хенаро. В "Отдельной Реальности," и в двух следом изданных книгах - "Путешествие в Истлан" и "Сказки о Силе" - появляются новые философские концепции, такие как "стать недоступным," "стереть личностную историю" и "остановить мир."

Также, в новых книгах много магии. В один момент Дон Хенаро стоит рядом с Карлосом - в следующий момент - он уже стоит на вершине горы. Дон Хуан использует сверхъестественные силы для того, чтобы завести заглохшую машину Карлоса. И также - он показывает ему, как "стать Воином" - личностью, которая подобно просветлённому буддисту искоренила в себе эго - но в то же время, во вполне ницшеанском духе - осознаёт себя как сверхчеловеческое существо, которое явно превосходит заурядных людей, ведущих бессмысленный, поверхностный образ жизни. Дон Хуан также обучает Карлоса тому, как войти "в тело сновидения" и в "отдельную реальность" - которую он назвал "Нагвалем" - испанским словом, позаимствованным из языка Ацтеков. (Позже, Кастанеда расширит значение слова, обозначая им не только отдельную реальность - но также и шаманов - таких как Дон Хуан, Дон Хенаро, и позже - сам Кастанеда.)

В "путешествии в Истлан" начинается последующий этап обучения. Дон Хуан говорит ему, что психоактивные растения больше использоваться не будут. Они были нужны лишь Когда карлос был начинающим учеником. Многие считают "Путешествие в Истлан" - который он использовал как тезис для своей кандидатской диссертации, которую он защитил в UCLA - самой выдающейся из его книг. Она также сделала его миллионером. В конце книги, Карлос разговаривает со светящимся койотом. Но он ещё не готов войти в "Нагваль." Наконец, в "Сказаках о Силе" Дон Хуан и Дон Хенаро приводят Карлоса к обрыву. Если у него хватит решимости прыгнуть в пропасть - это сделает его полноценным волшебником. Карлос не идёт на попятую. Он прыгает в пропасть.

***********************

Все четыре книги получили очень щедрую похвалу. Майкл Мерфи, основатель института альтернативной медицины Esalen, отзывается о Кастанеде следующим образом: "Уроки Дона Хуана заключают в себе мудрость, которую в течение веков преподавали великие мудрецы Индии." Также - была целая буря положительных отзывов в газетах "New York Times," "Harper's" и "Saturday Review." "Встреча Кастанеды с Доном Хуаном," - писал критик "New York Times" Роберт Хъюгес - "Является одной из самых значимых встреч, описанных в литературе - с тех пор как Джеймс Босвелл встретил доктора Самюэля Джонсона."

В 1972, антрополог Пол Ризман написал в книжное обозрение газеты "New York Times" рецензию на три первых книги Кастанеды, сказав, что "Кастанеда даёт ясно понять, что учения Дона Хуана действительно объясняют реальное устройство мира." Обозрение Пола Ризмана контрастировало с недавним обозрением, написанным Вестоном ля Баррэ - который был в то время одним из самых выдающихся экспертов в области пейотовых церемоний, проводимых коренным населением Северной Америки. В своей неопубликованной статье Ля Баррэ описал труды Кастанеды как "псевдо-глубокую, очень вульгарную псевдо-этнографию."

Я недавно написал по этому поводу Роджеру Джеллинеку - редактору, который опубликовал оба обозрения, и его объяснение было таковым: "Статья Вестона ля Баррэ - насколько у меня сложилось мнение в тот момент - была не объективным обозрением, как таковым - сколько лишь яростным и дискредетирующим злословием, с намерением оклеветать его книги - а не дать им объективную оценку" - он ответил мне - " но когда я узнал больше про Кастанеду - из моих бесед с Эдмундом Карпентером - этнографом, который собственно и познакомил меня с творчеством Ксатанеды, и после моего прочтения признанного учёного в области шаманизма Мирче Элиады - чтобы стать более компетентным для поддержки того обозрения, которое я написал я "Нью-Йорк Таймс" - я пришёл к выводу, что "Учения Дона Хуана" заслуживают чего-то большего, чем просто личной критики. Вскоре последовало второе ревью Пола Ризмана - сына гарвардского антрополога Дэвида Ризмана - и в последствии - блестящего антрополога. Как он сам сказал: "за восемь лет моей работы в книжном обозрении газеты "Нью-Йорк Таймс" - "это был единственный случай, когда мне пришлось писать обозрение на одного и того же автора дважды."

Вскоре, за блестящим обозрением Ризмана последовало письмо Джойс Кэрол Оатс к издателю, в которой она настаивала, что это всё было чистейшей выдумкой. Затем, в 1973, корреспондент "Таймс" Сандра Бартон выяснила, что Кастанеда лгал про свою военную службу, профессию своего отца, свой возраст, и страну рождения (Перу - не Бразилия).

Никто не внёс такой вклад в разоблачение Кастанеды как Ричард де Миль. Де Миль, у которого есть степень кандидата психологических наук от Университета Южной Калифорнии - является чем-то вроде интеллектуала-фрилансера. В недавном обозрении, он отметил, что тот факт, что он не ассоциируется с каким-либо конкретным унивесритетом - он как раз мог "поведать всю историю напрямую." "Люди из академической среды так никогда не поступят" - заметил он - " Потому что они этим опозорят научное заведение." Особенно - профессора из УКЛА (UCLA) - которые, согласно Де Милю, с самого начала знали, что эти истории - выдумки. Но, даже будучи выдумкой, это поддерживало их теории, которые Де Миль охарактеризовал очень чётко: "Реальность не существует. Реальность - это то, что люди друг другу рассказывают."

В первой разоблачительной статье Де Миля, которая называлась "Путешествие Кастанеды," он указал на многочисленные противоречия в "полевых докладах" Кастанеды и отсутствие убедительных деталей. "В течение девяти лет собирания различных растений и охоты на животных с Доном Хуаном - Кастанеда не приводит ни одного индейского названия животного или растения" - пишет Де Миль. В книгах также полно неправдоподобной чуши: " Постоянно прогуливаясь по пескам пустыни, в те времена года, когда люди в здравом уме такого делать ни в коем случае не станут - из-за активности насекомых, которые являются настоящей мукой для тех, кто всё же на это решился - Карлосу и Дону Хуану это кажется не доставляет совсем никаких неудобств."

Де Миль также обнаружил многие случаи плагиата: "Когда Дон Хуан изрекает очередную "премудрость" - писал он - "Можно обнаружить поразительное сходство с другими авторами." В своей компиляции " Письмена Дона Хуана" - датированной 1980-м годом - он включает 47-ми страничный глоссарий цитат Дона Хуана - и настоящих источников, который включает таких авторов, как Витгенштейн и Льюис, Клайв Стейплз - а так же публикаций в малоизвестных антропологических журналах.

В одном из таких примеров Де Миль цитирует мистика Йога Рамачаракара: "Человеческая аура видна экстраесенсорному взору как светящееся облако - в форме яйца, с исходящими во все стороны тонкими линиями - подобно нитям." Цитата из "Отдельной Реальности": " Человек выглядит как светящееся яйцо, с исходящими во все стороны нитями. Руки и ноги выглядят как светящееся волокна, которые распространяются во все стороны." Сумма таких вот совпадений привела Де Миля к выводу, что: "Приключения Карлоса происходили не в пустыне Сонра, но в библиотеке УКЛА." Де Миль убедил многих ранее позитивно настроенных читателей в том, что никакого Дона Хуана на самом деле не было. Пожалуй самым убедительным доказательством было то, что индейцы племени Яки на самом деле не использовали пейот - а ведь Дон Хуан был шаманом из племени Яки, который "обучал Пути Знания индейцев Яки." Впоследствии даже газета "Нью-Йорк Таймс" сказала, что исследования Де Миля должны убедить всех тех, "кто ещё в раздумьях."

Некоторые из антропологов всё же не согласились с Де Милем по некоторым вопросам - как например Дж. Т Файкс - автор труда "Карлос Кастанеда - Академический Оппортунизм и Психоделические Шестидесятые" - который всё же полагает, что у Кастанеды были контакты с коренными индейцами. Но этот же автор является ещё более яростным критиком, чем Де Миль, обвиняя Кастанеду в тех последствиях, которые обрушились на головы коренных индейцев вследствие публикации историй Кастанеды. Вслед за изданием "Учений Дона Хуана" тысячи "пилигримов" наводнили родную территорию индейцев Яки. Когда до них дошло, что индейцы Яки вообще не используют пейот - но его используют индейцы племени Виксаритари - они всей толпой ринулись в южную Мексику - где они наделали немало бед. Файкс с возмущением описывает случай, когда один из старейшин Виксаритари был убит "обдолбанным гринго."

В среде антропологов уже нет никаких сомнений по поводу творчества Кастанеды. Профессор Вильям В Келли - председатель отдела антропологии университета Йейля - сказал мне следующее: " Я сомневаюсь, что вы сможете найти какого-либо антрополога из моего поколения, который бы не считал Кастанеду не более чем очень талантливым шарлатаном. Всё это было чистейшей выдумкой, и Дон Хуан точно был фиктивным персонажем. Возможно, это будет лишним доказательством легковерия некоторых академиков, но лично для меня это является тревожным и непростительным нарушением этики."

После 1973 - года его публичного разоблачения в газете "Таймс" - Кастанеда уже никогда публично не отвечал на критику. Вместо этого, он избрал отшельнический образ жизни (так решила пресса - он всё ещё посещал голливудские вечеринки). Он объяснял это тем, что он следовал инструкциям Дона Хуана по поводу того, чтобы стать "недоступным," он больше не разрешал себя фотографировать, и ( в том же году, когда плёнки Никсона стали доступными публике) - он заявил, что какая-либо запись - на кино или аудио плёнку - запрещена. Он также разорвал связи со своим прошлым: после посещения выпускного вечера своего сына, и обещания поехать с ним в туристическую поездку в Европу - он прекратил общение со своей бывшей женой и сыном.

Также исчез и Дон Хуан. Когда "Второе Кольцо Силы" было опубликовано в 1977, читатели узнали, что где-то в промежутке между прыжком в безну, который был описан в "Сказках о Силе" и началом новой книги - Дон Хуан растаял в сиянии, войдя в Нагваль. Отшельнический образ жизни также помог Кастанеде - которому теперь уже было под 50 - скрыть тот факт, что он начал собирать вокруг себя новую "семью." "Ключевыми фигурами" были три женщины: Регина Тал, Мариан Симко и Катлин "Чики" Похлман, которую Кастанеда встретил, когда он ещё активно работал в УКЛА. Симко писала диссертацию по антропологии, и была известна как подруга Кастанеды. Через неё он познакомился с Тахл - ещё одной женщиной, которая также писала кандидатскую диссертацию по антропологии, и подругу Симко, с которой они вместе занимались карате. Как именно он познакомился с Похлман - неясно.

В 1973 Кастанеда приобрёл недвижимость на Пандорра Авеню в Вествуде. Женщины, известные в его группе и его книга как "ведьмы" туда вселились. Вскоре они начали носить короткие стрижки, выкрасив волосы в светлый цвет - что было очень похоже на стрижки членов секты "Врата Рая" ("Heaven's Gate"). Они также говорили, что они занимаются вместе с Доном Хуаном.

Применяя на практике философию "стирания личностной истории," они поменяли имена: Симко взяла имя Таиша Абелар, Тахл - Флоринда Доннер-Грау. Многим Доннер-Грау запомнилась как равная с Кастанедой по интеллекту и харизме. Получившая прозвище "коллибри" - за свой неиссякаемо энергичный темперамент - она была рождена в Венесуэле от выходцев из Германии, и по её заявлению - занималась исследованиями культуры индейцев Яномами. Похлман получила несколько менее гламурный псевдоним - Кэрол Тиггс. Доннер-Грау и Абелар впоследствии написали свои книги про колдовство.

Ведьмы вместе с Кастанедой вели очень скрытый образ жизни. Они пользовались множеством псевдонимов и не позволяли себя фотографировать. Их последователям они рассказывали постоянно изменяющиеся истории про своё прошлое. Только после смерти Кастанеды начали появляться настоящие факты о их жизнях. В основном этим занимались трое бывших последователей.

В ранних 90-х, Ричард Дженнингс - который получил степень юриста от Университета Коллумбии - проживал в Лос-Анджелесе. Он был директором "Голливудской Поддержки" - организации, которая боролась против дискриминации против людей, больных СПИДОМ. Статья, написанная Брюсом Вагнером в журнале "Details" - в которой он описывал свою встречу с Кастанедой - его заинтриговала. Через интеренет он узнал про полусекретные семинары, которые проводил Кастанеда вблизи Лос-Анджелеса. Вскоре его пригласили участвовать в воскресных сессиях - что было привилегией избранных последователей - на которых Дженнингс делал обильные заметки. С 1995 по 1998 он был сильно вовлечён в деятельность группы, также предоставляя консультации по легальным вопросам. После смерти Кастанеды он открыл веб-сайт - "Sustained Attention" - на котором он выложил тщательно скомпелированные хронологи - о жизни Патриции Партин и остальных "ведьм" - с 1947 по 1999.

Ещё один бывший последователь - это Эми Уоллес - автор 13-ти книг - в том числе и беллетристики. Она встретила Кастанеду в 1973 - когда ещё училась в конечных классах школы. Её родители взяли её с собой на вечеринку, которую устроил агент Нед Браун. Там был Кастанеда вместе с Абелар - которая тогда использовала псевдоним Анна-Мари Картер. У них был разговор с Кастанедой касательно её занятий в школе. Много лет спустя, она стала одной из многих любовниц Кастанеды - это отражено в её мемуарах под названием "Ученица Чародея."

Гэби Геутер, автор и бывший туристический агент - также посещал их семинары, и надеялся попасть во внутренний круг приверженцев. В 1996 она поняла, что её отторгли. В попытках узнать правду про гуру, который отверг её, она, вместе со своим мужем, Грегом Мамишыным - начала шпионить за Кастанедой. В своей книге "Снимая Кастанеду" - она рассказывает, как из машины, припаркованной возле его дома они тайно снимали членов группы, которые посещали занятия. Если бы не она - у нас бы не было снимков Кастанеды, датированных позже, чем 1973. Даже старея, и обзавевшись сединой, он сохранял свой озорной шарм. Они также копались в его мусоре, и смогли найти ценные документы - такие, как брачные свидетельства, письма и кредитные чеки.

Вся эта информация дала ценные сведения про деятельность группы Кастанеды в последние годы его жизни.
В поздние 70-е и ранние 80-е в группе насчитывалось не более двух дюжен человек. Члены - в основном женщины - приходили и уходили. Поворотным событием стало отступничество Кэррол Тиггс - которой, согласно Уоллесу - было свойственно очень изменчивое поведение. Вскоре после вступления в группу она попыталась из неё уйти. Она училась в Калифорнийском Колледже Акупунктуры, вышла замуж за однокурсника - и жила на Тихоокеанском Палисаде. Но как написал Уоллес - в конце-концов Кастанеде удалось заманить её обратно.

У Кастанеды же на этот счёт есть другая версия. В своём бестселлере "Дар Орла" - изданном в 1981 - он описывает как Тиггс "исчезла во втором внимании," - это один из его терминов, описывающих вечность. Но позже она снова появилась в реальности через пространственно-временной портал в Нью-Мексико. Она затем переехала в Лос-Анжделес - где он ревностно снова "прибрал её к рукам" - найдя её на бульваре Санта-Моника. Из-за её десятилетнего путешествия в другое измерение она теперь стала известна как "женщина-нагваль."

Уоллес верит в то, что это послужило поощрением для Тиггс к возвращению в группу. Согласно Уоллесу и Дженнигсу, одним из заданий для "ведьм" была вербовка новых членов. Мелисса Уорд, которая "заведовала" районом Лос-Анджелеса была членом группы с 1993 по 1994. По её словам, они часто вербовали на лекциях. В цели входило найти женщин, которые в себе сочетают "красоту, мозги и уязвимость." Посвящение во "внутреннюю семью" часто включало в себя секс с Кастанедой, который по публичным заявлениям "ведьм" был целомудренным.

В "Ученице Чародея" Уоллес детально описывает случай её собственного искушения. Из-за дружбы Кастанеды с её отцом - её случай был необычным. В течение многих лет он посещал дом Уоллеса. Когда Ирвинг (её отец) умер, Эми Уоллес жила в Беркли, Калифорнии. Вскоре после этого, Кастанеда ей позвонил, и сказал, что её отец явился ему во сне, и сказал о том, что он пленён в стенах своего дома - и ему нужна помощь Эми и Карлоса, чтобы освободится.

Скептически настроненая Эми приехала в Лос-Анджелес, и Кастанеда серьёзно взялся за процесс искушения. Он сказал ей, что у его не было секса 20 лет. Когда Эми выразила беспокойство по поводу того, что может забеременеть (они не использовали контрацептивы) - Кастанеда вскочил с кровати, крича: "Чтобы ты от меня забеременела? Это невозможно! Сперма нагваля не является человеческой спермой. Её нельзя эякулировать - она сожжёт твою человечность." Про вазектомию, которую он сделал годы перед этим, он конечно же не сказал ни слова.

Отношения продолжались несколько недель. Кастанеда сказал ей, что они были "энергетически обвенчаны." Однажды, он пригласил её в свой дом. Когда они уходили, Уоллес посмотрела на уличный знак, чтобы запомнить местоположение. Кастанеда яростно её отругал "воин бы не стал на это смотреть." Он приказал ей вернуться в Беркли. Она послушалась. Когда она ему позвонила - он отказался с ней разговаривать.

Тем не менее, "ведьмы" проинструктировали Уоллес по поводу "магических" действий, необходимых для её возвращения. Она должна была "избавиться от своих привязанностей." Ей было велено избавится от своих котов. Она послушалась. Этого оказалось мало. Она описывает, как Кастанеда по телефону назвал её эгоистичной, испорченной еврейкой. Ей было велено найти работу в МакДональдсе. Она нашла работу официанткой в гостинице. Шесть месяцев спустя, ей было позволено вернутся.

Те, кто "стремился стать воином" - писали Уоллес, Дженнингс и Уорд - должны были разорвать все контакты, которые были у них в прошлом - как проинструктировал его сам Дон Хуан - что Кастанеда и сделал, оборвав все связи с бывшей женой и приёмным сыном. Он говорил нам, как нужно избавляться от обязанностей перед своей семьёй - рассказывал Дженнингс. Отношения с близкими людьми являлись "препятствиями на пути." Кастанеда рассказывал как нужно избавляться от обязательств перед родственниками - даже до таких мелочей, как избегание объятий. Дженнинг предполагает, что за те четыре года, которые он провёл в группе - от 75-ти до 100 человек получили указания разорвать отношения со своими семьями. Сколько из этих людей последовало совету - он не знает.

Для некоторых адептов, разрыв отношений был окончательным и брутальным. Согласно Уолесу, адептам давалось задание прямым текстом "послать их родственников в ад." Оба Уоллес и Дженнингс рассказывают про одну молодую женщину, которой Кастанеда приказал ударить свою мать - пережившую Холокост. Много лет спустя, она в слезах рассказала об это Уоллесу. Она настолько верила в магические способности Кастанеды, что думала, что он узнает, если она этого не сделает. Уоллес также описывает, случай, когда родители одного молодого адепта умерли вскоре после того, как он полностью разорвал с ними связь. Кастанеда это прокомментировал щедрой похвалой: "Когда ты это действительно сделаешь - сказал мне Дон Хуан - они умирают мгновенно - как если бы ты раздавил вошь. Это на самом деле всё, чем они в действительности являются - вшами."

Прежде чем быть допущенными во внутренний круг, некоторые последователи попадали в эмоциональную и финансовую зависимость. Уорд рассказывает про женщину по имени Пегги, которой было велено уволится с работы. Ей сказали, что ей дадут наличность, для того чтобы снять квартиру без телефона, где она бы должна была ждать, когда Кастанеда или "ведьмы" с ней свяжуться. Она разорвала с ними контакт, не позволив этому случится. Но Уорд писал, что это была рапространённая практика, по отношению к женщинам, которые становились частью "семьи."

Валерия Кадиум, библиотекарь, который с 1995 по 1996 принимала участие в воскресных сессиях, вспоминает одного участника, который после нескольких посещений решил полностью посвятить себя группе. Он уехал в Вермонт, чтобы закрыть свой бизнес, но по возвращению ему сказали, что он больше не может принимать участия в занятиях группы - "он опоздал." Он упустил "кубический сантиметр шанса" - по совам Кадиум, Кастанеда часто любил повторять эту фразу. Дженнингс должен был бросить работу в "Голивудской Поддержке" - его работа включала в себя обязательное общение с представитлелями средств массовой информации - а это было неприемлемым - чародеи не должны позволять себя фотографировать.

Но вместе с этим - также были и награды. "Я полностью попал под влияние этих людей" - говорил Дженнингс. Всё равно, как если бы я нашёл вторую семью. Как если бы я нашёл истинный путь в своей жизни. Кадиум вспоминает, что когда она увидела инструктора Тенсегрити Кайли Линдхол на сцене - она увидела ауру вокруг неё - абрикосового цвета. "Всё казалось таким прекрасным. У меня были насчёт этого такие большие надежды. Я хотела прочувствовать всё это "намного глубже" - и как мне казалось - это произошло."

Хотя впоследствии она была потрясена, когда Кастанеда запретил ей посещать воскресные занятия, сказав ей - "духи тебя выплюнули," - она впоследствии от этого оправилась,и теперь вспоминает это как самое увлекательное время в своей жизни. По свидетельствам тех, кто знал Кастанеду лично - он обладал не только гипнотическим шармом - но также и отличным чувством юмора. "Одной из причин того восторга, который я испытывал от того, что был членом группы был в ощущении, что ты принадлежишь к исключительным существам" - вспоминает Уоллес. "Жизнь всё время была увлекательной. Нас не обременяла тщета мирской жизни."

Именно потому, что Кастанеда был тираном, его последователи также освобождались от бремени принятия решений. Некоторым предоставлялось больше свободы. но даже Уоллес и Брюс Вагнер, у которых была некоторая свобода - даже они были обязаны сдавать всё ими написанное на проверку к Доннер-Грау. Дженнингс и Уолллес также сообщают, что Кастанеда курировал секс-жизнь членов внутреннего круга до мельчайших подробностей.

Самым трудным было то, что вы никогда не могли быть в точности уверенными, как Кастанеда к вам относиться. Он мог выбрать кого-либо, вознести его в глазах других "до небес" - а затем - выгнать его из группы в течение 48-ми часов - или наоборот - держать его в качаетстве своего любимца в течение последующих десяти лет. Вы никогда не могли быть уверенными - как он может поступить. Поэтому, все пребывали в атмосфере напряжённого ожидания и взаимной зависти." Иногда учеников выгоняли из группы под очень неясными предлогами "духовных оскорблений" - например таких, как распитие капуччино (которое сам Кастанеда пил весьма жадно и в больших количествах.)

Впоследствии, их не приглашали на занятия. На телефонные звонки не отвечали. После того, как их на время делали членами секретной, магической семьи - их внезапно полностью отсекали. Уоллес полагает, что для некоторых это было сильной психической травмой. "Это было ужасно" - говорит она - "когда сначала тебя всё время любят, а заетм - внезапно оскорбляют - и ты не понимаешь почему, "правила игры" всё время меняются, ты ничем не можешь угодить - и внезапно - тебя снова целуют." Это была очень тонкая манипуляция. Карлос в этом был мастером.

То, смогут ли ученики остаться в группе - или будут из неё выгнаны - во многом зависело от прихотей женщины под псевдонимом "Голубой Скаут." Описывая её влияние в группе, Уорд вспоминает серию "Сумеречной Зоны" - в которой один мальчик мог убивать людей взглядом - поэтому все обращались с ним очень осторожно. "Именно так все обращались с "Голубым Скаутом." При рождении её дали имя Патриция Патрин, и она выросла в Ла Верне, Калифорнии. Согласно Дженнингс - её отец попал в аварию, в которой получил серьёзную травму мозга. Она бросила школу на последних классах обучения, и стала работать официанткой. В 19 лет она вышла замуж на Марка Филлипанта - режиссёра, подававшего большие надежды. В 1978 году он представил её Кастанеде. Спустя лишь несколько недель после свадьбы она развелась с Марком и стала жить с Кастанедой. После этого, она в последний раз навестила свою мать. Следуя инструкциям нагваля, она отказалась фотографироваться вместе с семьёй. Впоследствии, она больше никогда не разговаривала со своей матерью.

Кастанеда переименовал Патрицию в Нури Александр. Другими псевдонимами были "Клауди" и "Голубой Скаут." Вскоре она стала одним из самых избранных членов (Кастанеда официально удочерил её в 1995). Последователям сказали, что Кастанеда и Тиггс вместе зачали её, когда "вошли в нагваль." Он говорил, что она обладала "очень редкой энергетикой," и была "едва ли человеком" - это было высшей похвалой от Кастанеды. Психика Патрин, которая была "вечным студентом" в УКЛА, и постоянным покупателем магазина Neiman Marcus была инфантилизирована. Позже, последователям специально поручалось играть с ней в куклы.

Во второй половине 80-х, видимо потому что продажи книг пошли на спад - или потому, что Кастанеда больше уже не опасался внимания прессы - он решил расширить свою деятельность. Дженнингс верит, что Кастанеда хотел этим добится того, чтобы Патрин была довольна. Геутер подтверждает, что Кастанеда сказал своим последователям, что "Голубой Скаут" подсказала ему идею создания корпорации Cleargreen. Но она также полагает, что у него была иная мотивация. "Он всегда думал о том, чем он будет заниматься остаток своей жизни" - сказала мне Геутер. "Он всегда говорил о "завершающем аккорде."" "Он хотел создать что - то зрелищное."

Кастанеда подумывал о том, чтобы основать свою религию - как Рон Хаббард сделал со своей "Церковью Сайентологии." Вместо этого он создал движение "Тенсегрити" - посредством которого бы и распространялось его учение. "Тенсегрити" - это разновидность гимнастики, которая совмещает в себе жёсткую версию Тай Цзи Цюань и современные танцы. Очень похоже, что вдохновение пришло от Доннер-Грау и Абелар - приверженцев карате - а так же от многих лет его занятий с инструктором единоборств Говардом Ли.

Докуметны, которые обнаружила Геутер говорят о том, что Кастанеда с Говардом обсуждали создание "Общества Кунг-Фу" - ещё в 1988. Более элегантное название "Тенсегрити" было заимсвованно у Ричарда Бакминстера Фуллера - эти термином он обозначал структурное соединение сил сжатия и растяжения. Кастанеде просто понравилось само звучание слова.

Самым главным промоутером Тенсегрити был Брюс Вагнер. Он ещё не успел опубликовать свой первый роман, когда познакомился с Кастанедой в 1988 и предложил ему снимать фильмы по мотивам его книг. В течение нескольких лет - согласно Дженнигс и Уолесу - он стал членом внутреннего круга. Он также получил магическое имя Лоренццо Дрэйк - в краткой форме - просто "Энццо." Группа начала "появляться из тени" - давая семинары в лекционных залах школ, и общежитиях колледжей. Вагнер - который был высок, лыс и обычно одет в чёрное - действовал как "вышибала" - выставляя из аудитории тех, кто задавал "лишние вопросы." (Вагнер отказался давать интервью.)

В начале 90-х, с целью распространения "Тенсегрити" Кастанеда основал "Cleargreen." Хотя Кастанеда сам не был держателем акций этой корпорации - он, согласно Геутер - "контролировал всё до мелочей." Дженнингс и Уоллес также подтверждают, что у кастанеды был полный контроль над ситуацией. Официальным президентом компании была Амаия Маркез - её магическое имя - "Талия Бей" - молодая бизнес-леди, которая после прочтения книг Кастанеды переехала в Лос Анджелес, чтобы стать членом его движения.

На семинарах по Тенсегрити, женщины, одетые в чёрное, и прозванные "чакмулами," демонстрировали движения для аудиенции. Кастанеда и ведьмы затем комментировали это и отвечали на вопросы. Участие в семинаре стоило 1 200 доллраов и семинар посещали до 800 человек. Участники могли купить футболки с надписями: "Чувство собственной важности убивает - занимайся Тенсегрити." Эти движения должны были укреплять здоровье и помочь участникам "стать воинами." Любая болезнь рассматривалась как проявление слабости. Уоллес вспоминает случай с Тайко - "Оранжевым Скаутом" - ( предположительно - сестрой "Голубого Скаута"). "У неё был язвенный колит" - сказала мне Уоллес. "Она пыталась это скрывать, потому что если Карлос узнавал о твоей болезни - он тебя наказывал. Если ты обращался за медицинской помощью - он изгонял тебя из группы." После того, как о болезни Тайко всё же стало известно - она была исключена из группы.

Если ранние книги Кастанеды черпали вдохновение из Буддизма и феноменологии, то в более поздних работах он обязан вдохновением научной фантастике. Но во всех его работах присутствует идея, что смерть нужно встречать как воин. В 90-х, Кастанеда сказал своим последователям, что он не умрёт - но как Дон Хуан - "сгорит огнём изнутри" - и превратившись в шар огня - вознесётся в небо.

Летом 1997 ему был поставлен диагноз рака печени. Потому что чародеи вообще не болеют - его болезнь была тщательно охраняемым секретом. В то время как ведьмы отчаянно пробовали традиционные и альтернативные методы лечения - Кастанеда на своих семинарах вёл себя так, как будто ничего не произошло ( Хотя начал часто остутствовать на семинарах.)

Здоровье Кастанеды начало ухудшаться. Он стал очень хилым, белки глаз пожелтели. Он редко покидал свой дом. Он лежал на кровати, с морфиновой капельницей - а его последователи сжигали его бумаги. "Алкоголизм для меня - это уже не проблема" - сказала она Уоллесу -"Я всё равно уже "ухожу." Уоллес пишет: "Своими словами - она говорила, что планирует умереть."

Уоллес также вспоминает разговор с Лундахл - "звездой" Тенсегрити-видео - и одной из исчезнувших женщин. "Я не хочу уходить вслед за ним, но я сделаю это, если понадобится." - сказала она Уоллес. "Для меня уже нет места в мире - если ты понимаешь, о чём я."

В Апреле 1998 Геутер засняла на плёнку, как все члены внутреннего круга собирают вещи в доме. Через неделю, в возрасте 72-х лет Кастанеда умер. Его кремировали в городе Кульвер. Никто не знает, что произошло с его прахом. Через несколько дней, Доннер-Грау, Абелар, Патрин, Лундахл и Маркез отключили свои телефоны и бесследно исчезли. Несколько недель спустя, заброшенный красный "Форд-Эскорт," который принадлежал Патрин был найден среди дюн Панаминт в Долине Смерти.

Даже среди членов внутреннего круга мало кто знал о смерти Кастанеды. Поползли слухи. Многие были ошарашены - нагваль не "сгорел изнутри." Дженнингс узнала об этом только две недели спустя, когда Тиггс позвонила ей и сказала, что Кастанеды больше нет. О ведьмах она сказала, что они "осутствуют."

Тем временем, мастер-классы "Тенсегрити" продолжались. Дженнингс пишет, что члены прятали своё горе, часто заливая его алкоголем или употребляя наркотики."

Средства массовой информации узнали о смерти Кастанеды толко два месяца спустя. Когда эти новости стали публичными - члены корпорации Cleargreen перестали отвечать на телефонные звонки. Вскоре, на своём веб-сайте они разместили следующее заявление: "Для Дона Хуана, быть воином означало...при наступлении должного срока - начать бескомпромиссное осознанное путешествие...обретая полную свободу...Воины могут сохранить свою осознанность, которая обычно исчезает в момент смерти. В момент перехода тело возгорается от знания. Карлос Кастанеда оставил этот мир так же, как и его учитель Дон Хуан - в полной осознанности."

Во многих некрологах явно прослеживалось любопытство - авторы были в замешательстве насчёт того, можно ли назвать Кастанеду шарлатаном. Некоторые выражали ностальгию по автору, который так много значил для них в юности. Корда отказался комментировать. Де Милль, в своём интервью, которое он дал режиссёру Ральфу Трояну - выразил определённое восхищение: "Он был виртуозным обманщиком," сказал он Трояну, "потому что он никогда ничего не признавал."

Дженнингс, Уоллес и Геутер полагают что исчезнувшие женщины вероятно покончили с собой. Уоллес рассказала, что она позвонила родителям Доннер-Грау вскоре после того, как она исчезла. Доннер-Грау была из тех немногих, которым было разрешено поддерживать контакт со своей семьёй. "Они рыдали," говорила Уоллес, "она просто исчезла, ничего не сказав. Они просто не понимали, что произошло. И это случилось после нескольких десятилетий постоянного общения."

Дженнингс говорит, что Кастанеда знал о том, что эти женщины планировали покончить с собой. "Он говорил про суицид всё время, даже по малейшему поводу," рассказала мне Дженнингс. Она также добавила, что Патрин было поручено найти заброшенные шахты в пустыне, которые можно было бы использовать как места для суицида (одна из заброшенных шахт как раз расположена недалеко от того места, где нашли её останки.) "Он постоянно говорил нам, что он был единственной нашей надеждой," сказала Дженнингс. "Мы были должны отправится в путешествие вместе, совершить прыжок" - что бы это не значило. И могла ли Дженнингс осознавать, что это значило на самом деле? "Я полностью не могу быть уверена," сказала она. "Он всегда описывал это по-разному. Также, как и ведьмы. Это казалось было основным смыслом их жизней, неким многообещанным великим свершением."
Это обещание имело под собой основу из сцены, описанной в "Сказках о Силе," в которой Карлос прыгает с края утёса в нагваль. Эта сцена потом повторно рассказывается в разных вариантах. В своей книге "Огонь Изнутри" - датированной 1984 годом - Кастанеда пишет: "Я не погиб на дне того ущелья - также, как и не погибли те, ученики, которые прыгнули в него до меня - потому что никто на самом деле не достиг дна. Осознание того, что вы разобьётесь насмерть, заставило нас всех сместить свои точки сборки - и заново собрать новые вселенные."

А верил ли в это сам Кастанеда? Уоллес полагает что да. "Он стал всё более и более одурманен своими собственными грёзами," сказала Уоллес. "Я точно уверена, что Карлос сам себе промыл мозги." А что насчёт ведьм? Уоллес даёт следующее объяснение: "Флоринда, Таиша и Голубой Скаут - все они знали, что это всё фантазии. Но когда на тебя с доверием смотрят тысячи глаз - ты сам поневоле начинаешь верить в эти фантазии." Этим женщинам никогда так и не пришлось встретится лицом к лицу с реальной жизнью. Карлосу удалось их прибрать к рукам, когда они были ещё совсем молодыми."

Уоллес не уверена, во что на самом деле верили женщины. Из-за того, на открытое обсуждение учений Кастанеды был наложен запрет, знать, во что на самом деле верят участники группы было невозможно. Тем не менее, после того, как эти женщины прожили так много времени с Кастанедой - они похоже осознавали, что у них на самом деле нет выбора. "Им обрезали все связи, которые у них были," сказала она, "И после того, как вы жили таким образом десятилетиями - как вы сможете вернуться обратно к нормальной жизни? С кем вы будете жить? И кроме того - им был внушён комплекс превосходства над стадным человечеством. Вот почему они и покончили с собой."

На сайте Cleargreen не было информации о том, что женщины "ушли." Тем не менее - было заявлено, что женщины не будут лично появляться на мастер-классах, потому что они хотят, чтобы их мечты обрели крылья."

Все три исчезновения не вызвали беспокойства у родственников, и их не стали искать. Кроме Доннер-Грау, все они давно стали чужими людьми для своей семьи. Даже по происшествии нескольких месяцев после их исчезновения, их семьи так и не были в курсе того, что произошло. И согласно тому, что сказала Геутер - никто не подал заявление о пропаже без вести. "Salon" попытался найти этих трёх исчезнувших женщин, используя ту документацию, которая была в наличии - а так же делая звонки туда, где они снимали жильё - но получить какую-либо информацию так и не удалось. Отдел полиции Лос-Анджелеса, а также ФБР подтвердили, что никто не подавал заявлений о пропаже этих женщин без вести.

В случае с Маркез дело всё же было открыто. Это случилось в основном благодаря безуспешным попыткам Луиса Маркеза, который рассказал "Salon" о том, что подал заявление о пропаже его сестры без вести в 1999. Но отделение полиции Лос-Анджелеса его неоднократно игнорировало. Год спустя, он опять написал письмо в отдел по розыску пропавших без вести людей - и опять не получил никакого ответа. Согласно Луису, только после того, как останки Патрин были обнаружены полиция Лос-Анджелеса открыла дело о пропаже без вести Амалии. "До сих пор," говорит он, "они отказываются посетить Cleargreen или задавать им вопросы." Его собственные попытки получить какую-либо информацию от Cleargreen были безуспешными. Как он сам сказал, ему было заявлено, что женщины "путешествуют." Детектив Лидия Диллард, которой было поручено заниматься делом Амалии, сказала о том, что из-за того, что это открытое расследование, она не может подтвердить - были ли члены Cleargreen опрошены.

В 2002 в городе Таос, штат Нью-Мексико, женщина по имени Джанис Эмери, которая увлекалась учением Кастанеды и посещала его семинары - спрыгнула в ущелье Rio Grande - и разбилась насмерть. Согласно газете "New Mexican" - у неё была травма мозга, вызванная раком. Один из друзей Эмери сказал, что "она хотела быть вместе с людьми Кастанеды." По свидетельствам другого друга - "она действительно верила, что не разобъется." Год спустя, возле заброшенного Форда Патрин был обнаружен скелет. Шерифский департамент графства Иньо подозревал, что это был её скелет. Но из-за того, что останки сильно разложились - идентификация была невозможной, до Февраля 2006 года - когда появилась возможность использовать анализ ДНК.

Уоллес вспоминает, как Кастанеда говорил Патрин: "если ты хочешь вознестись в вечность - мчись на своей красной машине по пустыне на полной скорости - и ты попадёшь в вечность." И Уоллес верит в то, что она сделала именно это: "села в свою красную машину, помчалась в пустыню, не попала в вечность, вышла из машины - и начала бесцельно бродить, пока не потеряла сознание от обезвоживания."

Исчезновением Патрин и других близких ему женщин наследие, которое оставил Кастанеда - не исчерпывается. Многие выдающиеся личности - от Дипака Чопры до Джорджа Лукаса - признавали, что он оказал на них сильное влияние. Без сомнения - Кастанеда открыл двери восприятия для многих читателей, и многие люди, посетившие его мастер-классы - нашли в этом для себя глубокий смысл. Есть такие, которые свидетельствуют о пользе от практик Тенсегрити. И даже есть те, кто полностью уверен в том, что учения Кастанеды на самом деле полезны. "Он был проводником, несущим знание. Мне нужны были ответы на очень важные духовные вопросы. Он мне в этом помог," сказала Геутер. Но для его пяти самых приближённых адептов, его учения - и его утверждения в их несомненной правдивости - в буквальном смысле стоили им жизней.

И даже после того, как кастанеду дискредитировали в академических кругах, Корда продолжал настаивать на аутентичности его учений. В 2000 он заявил: "Я никогда не сомневался в правдивости его историй про Дона Хуана." Продажи книг кастанеды приносили ощутимый доход издательству Simon and Schuster, и согласно Корде - в течение многих лет, продажи его книг для издательства были одним из основных источников финансов. Кастанеда также вполне мог добится ощутимого успеха, если бы подобно книге "Звёздное Пророчество" Джеймса Рэдфилда, он публиковал свои работы как аллегорическую фантастику. Но Кастанеда всегд утверждал, что он ничего не выдумывал. "Если бы он не утверждал, что его истории являются правдивыми," сказала мне Уоллес. "ему бы вряд ли удалось создать вокруг себя культ. выдавая свои работы за правду, он их сделал намного более опасными."

Даже сегодня, Simon and Schuster придерживаются позиции Корды. Мы задали вопрос - будет ли издательство по прежнему публиковать его работы как не относящиеся к фантастике - несмотря на ошеломляющие доказательства обратного, и Адам Роттенберг, президент корпорации по связям с общественностью, заявил, что "мы будем продолжать публиковать работы Кастанеды как и прежде." Мастер-классы Тенсэгрити всё ещё преподаются во всём мире. Видеозаписи, сделанные Вагнером всё ещё можно приобрести на сайте Cleargreen. Дивиденды с продаж книг продолжают финансово поддерживать группу внутренних адептов. На сайте издательства Simon and Schuster Кастанеда всё ещё описывается как антрополог. Ни слова не сказано о том, что он писал фантастику.

Роберт Маршалл - художник, писатель, живущий в Нью-Йорке. Его роман "Отдельная Реальность" был издан в издательстве Carroll & Graf.

Перевод Алексея Дзюбы.